Нынешний год -
юбилейный для Ф. М. Достоевского. 11
ноября исполняется 180 лет со дня его
рождения.
Род Достоевских
довольно древний – известен по разного
рода документам с XVI века. Фамилия “Достоевский”
произошла от названия села Достоево,
находящегося к северо-востоку от Пинска
(Белоруссия). Село это было пожаловано за
верную службу князем Федором Ивановичем
предку писателя Даниле Ивановичу
Ртищеву, который и стал первым носить
фамилию Достоевский. Были в их роду
служилые люди, воины, судьи,
землевладельцы, духовные лица. Многие из
них достигли высоких чинов и званий,
причем исключительно благодаря своим
личным заслугам и достоинствам. Однако к
XVIII веку этот своенравный род обеднел и
захирел, так как не принял католичество,
которое к этому времени все глубже
проникало на исконно православные земли.
Так преданность Вере отцов стоила
Достоевским положения в обществе и
состояния. Уже дед писателя, Андрей
Михайлович Достоевский, служил простым
священником в захолустном городке
Брацлав Подольской губернии. Отец же
Федора Михайловича, Михаил Андреевич
Достоевский, одним ударом обрубает нить,
связующую его с отчим домом и через него
– с более отдаленными поколениями. В 1809
году, в возрасте 20 лет, он покидает
Западную Украину, прибывает в “первопрестольную”
и поступает в Московское отделение
Императорской Медико-хирургической
академии. Никаких контактов со своими
украино-белорусско-литовскими
родственниками с этого времени и до
конца дней своих он не имел. Таким
образом, детство и отрочество будущего
автора “Братьев Карамазовых” проходит
в окружении московских, довольно
многочисленных бабушек и дедушек,
дядюшек и тетушек со стороны нежно
любимой, рано покинувшей этот мир
маменьки Марии Федоровны, урожденной
Нечаевой. Среда эта была исконно
православная, со своими обычаями и
традициями, включающими в себя
обязательное ежевоскресное посещение
церкви, балаганы и катания на лошадях на
масляной недели, поездки в праздники в
гости к многочисленным родственникам и,
особенно памятные, посещения Троице-Сергиевой
Лавры. Именно здесь, в Лавре, суждено
было юному Достоевскому пережить первое
потрясение детской души. Этим
потрясением стал полет белого голубя,
перелетевшего из одного окна в другое в
высоком церковном куполе во время
Божественной Литургии – как будто свет
пронзил тьму… К этому детскому
впечатлению писатель неоднократно
вернется и в своих размышлениях по
поводу семейного воспитания,
ответственности родителей за то, какими
впечатлениями насыщают они пытливую
детскую душу – ведь “без зачатков
положительного и прекрасного нельзя
выходить человеку в путь из детства”! –
и в целом ряде своих художественных
произведений, на тех страницах, где речь
пойдет о судьбе детей в наступающем
капиталистическом обществе, жестоком и
чуждом, по убеждению Достоевского,
русской душе. Об этом же читаем и в самом
старорусском романе Достоевского: “Ничего
нет выше, и сильнее, и здоровее, и
полезнее впредь для жизни, как хорошее
какое-нибудь воспоминание, и особенно
вынесенное еще из детства, из
родительского дома. Вам много говорят
про воспитание ваше, а вот какое-нибудь
этакое прекрасное, святое воспоминание,
сохраненное с детства, может быть, самое
лучшее воспитание и есть”.
Однако и интерес к
судьбе своих западных предков со
стороны отца не был совсем чужд
Достоевскому. Представление о своем
месте в истории, чувство общности со
своими предками во многом определяют
миропонимание человека. Достоевский не
исключение, он тоже пытался найти свое
место на родословном древе. Он полагал,
что его предки – русско-литовские
шляхтичи, отрекшиеся от “нечестивой
западной” веры (своего рода Савлы,
превратившиеся в Павлов!), то есть, что их
вера тоже прошла через “горнило
сомнений и страданий”. Вероятно, отсюда
его страстная позиция неприятия критики
православной церкви, вдохновленная
защита вселенской миссии русского
народа как хранителя православия,
глубокое недоверие к намерениям римско-католической
церкви.
Путь Достоевского к
Вере – это неустанные искания Истины,
страшные падения и Божественные
откровения, прозрения и заблуждения.
Этим путем писатель прошел бесчисленное
множество раз, проходя его вместе с
каждым из своих героев. Возможно,
поэтому, так убедительно звучат его
слова, произнесенные в самом конце жизни:
“Русский народ весь в Православии и в
идее его. Больше у него ничего нет, да и
не надо. Вершина Православия – Церковь.
Кто не знает и не понимает Православия,
тот никогда и ничего не поймет в русском
народе”.
Может быть, кому-то из
нас, сегодняшних, эти выстраданные слова
великого русского писателя помогут
найти свое место в современных событиях,
понять, что с нами всеми происходит.
В. И. Богданова,
директор Дома-Музея Достоевского.